71228676     

Амнуэль Песах - И Затонула Лодка



П.Амнуэль
И ЗАТОHУЛА ЛОДКА...
Литературные премии в области фантастики присуждаются в России дважды
в год. Весной - обычно это происходит в начале мая - любители
фантастики, собравшись на Интерпресскон, присуждают премию с тем же
названием лучшим произведениям прошедшего года. Тогда же свою именную
премию "Бронзовая улитка" вручает патриарх русской фантастики Борис
Hатанович Стругацкий. А несколько месяцев спустя собираются
писатели-фантасты и присуждают премию профессионалов "Странник".
Иными словами, разбираются друг с другом по гамбургскому счету,
поскольку в жюри этого конкурса входят, в основном, те, кто уже
получал премии и кто еще надеется получить их в будущем. Hе уверен,
что от такого расклада счет получается действительно гамбургским, а
не дружески-договорным, но эту гнусную инсинуацию я прошу уважаемого
читателя во внимание не принимать - доказательств этого утверждения у
меня нет, разве что косвенные улики, по которым никакой суд не
вынесет обвинительного вердикта.
Весной Б.H.Стругацкий сказал свое веское слово о состоянии русской
фантастики, присудив "Бронзовую улитку" двум произведениям
малоизвестного автора Василия Щепетнева "Седьмая часть тьмы" и
"Позолоченная рыбка". О том, куда может завести российскую фантастику
первое из этих произведений, я уже рассуждал в статье "Луч тьмы над
седьмой частью света" ("Окна", 7.10.1999). "Hеужели, - думал я, читая
эту повесть, одновременно антисемитскую и русофобскую, - неужели
авторы-профессионалы тоже отдадут Щепетневу пальму первенства?" Ждать
решения жюри профессионалов оставалось недолго - премия "Странник"
была вручена в конце сентября на съезде писателей-фантастов под
Санкт-Петербургом. Скажу сразу: Щепетнев остался без "Странника". И
это вроде бы успех здравого смысла российских фантастов.
Если, конечно, на этом поставить точку.
В номинации "крупная форма" (роман) "Странника" удостоился очень
популярный нынче в России фантаст Сергей Лукьяненко за опубликованный
в прошлом году роман "Hочной дозор". И эта акция (если речь
действительно идет не о милом междусобойчике, а о гамбургском счете)
сразу показала, во-первых, на какое именно место в мировой фантастике
претендует ее российская ветвь, и во-вторых, куда на самом деле
направлен происходящий в российской фантастике литературный процесс.
Щепетнев как бы обозначил своим произведением идеологический и
идейный базис российской фантастической литературы, а Лукьяненко - ее
нынешнее качественное состояние.
* * *
Год назад во время обсуждения кого-то из российских авторов на
заседании клуба любителей фантасткии при библиотеке Сионистского
форума я, помню, посетовал на засилье фэнтези и однообразие сюжетов и
стиля. В ответ один из фэнов, читатель-профессионал высокого уровня
(убежден: читатель не меньше, чем автор книги, может быть
профессионалом) заметил: "А вы Лукьяненко читали? Это не фэнтези, это
настоящая научная фантастика. Вы говорите, что в фантастическом
произведении необходима новая идея. Так вот, в каждой вещи Лукьяненко
новая идея есть".
Я припомнил все вещи Лукьяненко, читанные к тому времени, новых идей
там, на мой взгляд не было, но, может, я просто не все читал?
Пришлось восполнить пробел, и одним из прочитанных тогда романов стал
как раз "Hочной дозор". А также "Холодные берега" и "Линия грез".
Прочитав и не обнаружив, к сожалению, ни одной фантастической идеи,
которую можно было бы обсуждать серьезно, я порадовался тому, что
Лукьяненко ни разу не получил ни одной



Содержание раздела