71228676

Альтов Генрих - Этюды О Фантазии



ГЕНРИХ АЛЬТОВ
Этюды о фантазии
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ В КАРАКУМАХ
Что такое фантазия?
Увы, я не могу ответить на этот вопрос. Я не знаю, что такое фантазия.
Этого никто не знает, хотя в формулировках недостатка нет. Скажем, в словаре
Даля фантазия характеризуется как "изобретательная сила ума, творческая сила
художника, самобытная сила созидания". А что такое "самобытная сила
созидания"? Видимо, "самобытность" - когда много фантазии... Получается так:
продукт маслянист, когда в нем много масла, а масла много в том случае, когда
продукт маслянист.
Есть и другие определения. Психолог А. П. Нечаев писал в двадцатые годы (и
это часто повторяют до сих пор), что воображение "обозначает состояние
сознания, аналогичное восприятию, но не соответствующее действующим
раздражителям". Беда, однако, в том, что за редчайшими исключениями невозможно
установить, что соответствует действию раздражителя, а что не соответствует.
Два человека смотрят на картину Пиросманишвили - и воспринимают ее по-разному.
"Какое спокойствие и достоинство,- взволнованно думает один.- Они сидят за
столом и не спешат, не суетятся... Вот так надо жить..." "Какой примитив,- с
раздражением думает другой,- нелепые фигуры, безжизненные лица... Все должно
быть иначе..." У кого из них больше фантазии, если оценивать по А. П. Нечаеву?
Мы судим о фантазии примерно так, как судили о природе теплоты в конце
восемнадцатого века. Теплота - это когда в теле много теплорода. А что такое
теплород? Это, знаете ли, такая невесомая, незримая, неосязаемая субстанция,
которая является носителем тепла... Впрочем, рассуждения о теплороде не мешали
объективно и точно измерять температуру. А вот "градусы фантазии" мы
совершенно не умеем определять.
Существует знаменитый тест Роршаха. Возьмем лист бумаги и посадим на него
чернильную кляксу. Перегнем листок пополам так, чтобы линия сгиба прошла через
кляксу. Получится симметричное чернильное пятно с причудливыми очертаниями.
Надо посмотреть и сказать - на что похоже это пятно. Чем оригинальнее
сравнение - тем, считается, сильнее фантазия. К сожалению, в самой идее теста
заложено неустранимое противоречие. Испытуемый не знает, чего от него хотят, и
потому не "включает" фантазию. А если знает, ничего не стоит получить высокие
показатели.
Однажды на курсах по изобретательству ко мне подошел слушатель и протянул
бумажку с чернильной кляксой: "На что это похоже?" Я сделал вид, что
внимательно рассматриваю бумажку, и сказал фразу, не имеющую никакого
отношения к кляксе:
- Это белый медведь, идущий в полдень по раскаленным пескам Каракума. Он в
тапочках, но они ему жмут.
- Почему белый медведь и в пустыне? - спросил ошарашенный слушатель.-
Почему белый медведь, ведь клякса темно-синяя!
- Белый медведь,- твердо повторил я.- Он потемнел от загара. В пустыне
сильное солнце.
- А тапочки? - с отчаянием произнес слушатель.- Где вы увидели тапочки?!
Я наугад ткнул пальцем в кляксу:
- Здесь.
- Но тут две сходящиеся линии...
- Это две ноги в одной тапочке. Поэтому и жмет.
Слушатель долго разглядывал кляксу, потом вздохнул и сказал:
- У вас потрясающая фантазия... Я показывал эту кляксу нашим ребятам, они
говорили банальные вещи: бабочка, дерево, куст... "ПРЕКРАСНОЕ ПЛАМЯ ОСЕНИ"
Мы не знаем, что такое фантазия, но это не мешает использовать ее в
творчестве. Огнем тоже пользовались, не имея понятия об окислении, плазме и т.
д. Правда, огонь фантазии намного капризнее и таинственнее обычного огня...
"Свидетельских показаний



Назад